-
1
Триместр
Годовая программа
1. Вводная лекция.
-
Предмет, структура и задачи курса. Направления деятельности в шоу-бизнесе. Появление шоу-бизнеса в России. Проблемы и особенности современного шоу-бизнеса.
Кто такой продюсер? Для чего он нужен? Какими бывают продюсеры? Роль продюсера в жизни артиста. Кому нужен продюсер?
Генеральный, исполнительный и музыкальный продюсер. Основные навыки и умения, задачи продюсера на проекте.
-
2. Лейблы, независимые артисты, «большая тройка мейджеров».
-
Состояние современной мировой музыкальной индустрии и анализ ситуации в России. Описание структуры индустрии: продюсер, менеджер, артист, автор, рекорд-компании, студии, промо-отдел, PR-отдел, дистрибуция, музыкальное телевидение, радио, Интернет-ресурсы, клубы, концертные компании, промоутерские группы.
Основные игроки музыкальной индустрии и взаимосвязь между ними.
Ведущие направления и перспективы развития индустрии.
Классификация звукозаписывающих компаний, работающих в России. Репертуарные приоритеты независимых лейблов и крупных дистрибуторов.
Рекорд бизнес в России. Организация лейбла. Кризис рекорд бизнеса.
-
3. Артист: как медиа, как ресурс продюсера, как творческая единица. Актуальные и эффективные схемы работы «артист-продюсер».
-
Создание проектов в шоу-бизнесе. Роль идеи. Оценка потенциала идеи. Целевая аудитория проектов.
Выбор и оценка артиста. От идеи к результату. Управление коллективом и работа с артистами.
Продюсерский контракт. Правовые аспекты деятельности отечественного музыкального бизнеса. Основные положения IV части Гражданского кодекса РФ. Система оплаты, отчислений «минимальные ставки» авторских, исполнительских продюсерских гонораров.
-
4. Пакет рабочих документов артиста, лейбла. Авторское право и иные виды прав в музыкальном бизнесе.
-
Авторские организации, передача прав.
РАО, ВОИС, РСП.
«Пакет» рабочих документов артиста и лейбла.
Виды контрактов. Бюрократический минимум.
Авторские и смежные права, патентное право, средства индивидуализации.
Особенности правовой охраны музыкальных произведений. Основные понятия и термины в сфере авторских прав: автор, правообладатель, творчество, произведение, исключительное право, смежные права и др.
-
5. Циклы работы артиста и лейбла. Медиапланирование и отчетность.
-
Рыночные стратегии в рекорд-бизнесе.
Особенности стратегического планирования: продюсирование, атрибуты шоу продукта, сервисная составляющая продукта, рынки и сегментация потребителей.
Постановка, распределение задач в команде и их реализация.
Временные планы релиза: от идеи до реализации.
Выбор и подготовка каналов сбыта, специфика рекламных сообщений, создание информационного поля, организация работы команды и управление командой.
План А и план Б.
Сезонность музыкального бизнеса.
-
6. Музыкальный менеджмент – кто должен окружать артиста?
-
Из кого состоит лейбл и кто все эти люди (продюсер, менеджер, промоутер, PR, группы сопровождения, персонал организации). Должностные обязанности в музыкальном бизнесе. Система контроля и отчетности – формирование команды и управление командой.
Типы музыкальных организаций. Виды творческих объединений с точки зрения трудового законодательства и выбора формы собственности. Налогообложение и бухучет, коды ОКВЭД, государственная регистрация музыкальной организации.
-
7. Виды прибыли.
-
Основные виды прибыли музыкального лейбла и проекта.
Особенности получения прибыли.
Периодичность.
Каналы сбыта музыкального продукта.
Инвестиции в карьеру. Инвестор – необходимость или бонус?
Поиск инвестора. Создание бизнес-плана.
-
8. Цифровая дистрибуция и особенности работы с ней.
-
Виды цифрового распространения музыки.
Версии треков для различных каналов.
Создание аудивизуального контента.
Кавер-версии. Коллабрации. Плейлисты.
Видео-контент для Youtube и для социальных сетей.
Розничные площадки распространения музыки.
Музыкальные библиотеки.
Роль музыкального дистрибьютора.
Движением прав на цифровом музыкальном рынке и пути получения дохода на цифровом музыкальном рынке.
Метаданные.
SMM.
Социальные сети.
-
9. Позиционирование и имидж артиста. PR.
-
PR в шоу-бизнесе. Позиционирование артиста. Выработка стратегии. Эффективность пиара. Особенности продвижения артиста в разных медиа.
Промо контента: продвижение музыкального контента в медиа.
Консервативные СМИ.
Радио как инструмент продвижения музыкального контента. Процесс отбора контента
на радио. Основные службы и отделы музыкальных станций.
Особенности музыкальных телеканалов. Программирование, отбор клипов, основные
службы и отделы музыкального телеканала.
Организация и участие в премиях и ивентах музыкальных
телеканалов.
Интернет как платформа для продвижения проектов в шоу-бизнесе. Роль социальных
сетей в продвижении и монетизации проектов в шоу-бизнесе.
Экстремальный PR, судебный PR, официальные заявления и реакция артиста на внешние раздражители.
-
10. Создание контента (фото, видео, дизайн).
-
Процесс производства клипа и его продвижения.
Влияние имиджа проекта и бюджета производства на сценарий и популярность клипа.
Создание сценария. «Подгонка сценария», первичное сметирование и финансовая оценка проекта. Выбор подрядчика. Подбор съемочной группы. Особенности работы в кино-бизнесе. КПП, Тайминг, Освоение.
Процесс производства фото-контента.
Виды фото-контента. Необходимость и периодичность создания. Оценка. Бюджетирование. Выбор подрядчика. Работа с фотографами, стилистами, визажистами.
Дизайн.
Бюджет, подбор специалистов.
Документооборот в визуальном контенте.
-
11. Создание контента (музыкальный продукт).
-
Звуковое «лицо» артиста. Поиск уникального звучания. Оценка финансового потенциала разных типов групп. Бюджет записи.
Подбор и селекция музыкантов.
Выбор студии и оборудования.
Оптимизация звукового продукта под задачи артиста.
Правовая работа со звуком.
Общий анализ материала и выбор треков для релизов.
Демо-записи. Роль sound-продюсера.
Типы записи.
Сведение и мастеринг.
-
12. Концерты. От первых до туров.
-
Концертная деятельность в России и за рубежом.
Особенности организации гастролей зарубежных артистов в России. Особенности проведения концертов в регионах.
Букинговыми и концертными агентства.
Типы концертов и мероприятий. Типы концертных площадок.
Артист и его команда. Концертный директор и концертный администратор. Принимающая сторона.
Этапы организации концерта. Предварительный маркетинг и просчет рентабельности мероприятия. Переговоры с агентом. Оффер. Подписание контракта. Спонсоры. Логистика и Хоспиталити.
Документооборот. Запрос и предложение. Подтверждение и информационный лист. Технический райдер. Бытовой райдер. Контракт. Инвойс.
Маркетинг, рекламная поддержка, согласование PR.
Бытовой и технический райдер, документы – на месте.
Гастроли, корпоративные мероприятия, туры.
Логистика.
Финансовые и юридические аспекты в организации концерта.
Экономическое обоснование концерта: смета, костинг, оценка рентабельности, подбор параметров.
Продажа билетов, окупаемость, налогообложение.
Страхование концертов.
Работа клубов и клубных арт-директоров.
Работа с билетными операторами.
-
13. Дополнительные источники прибыли.
-
Product Placement. Работа с брендами. Артист, как брэнд.
Сбор необходимых показателей для презентации и составление презентации для клиента.
Рекламные контракты и активности.
Краудфандинг – когда, зачем.
Мерчендайзинг. Создание собственного стиля или работа по шаблону.
Синхронизация. Музыка для кино, театра, рекламы.